Достопримечательности Германии - Бранденбургские ворота (Берлин)


Бранденбургские ворота – это бывшие городские ворота столицы Германии, которые для всех туристов являются одним из символов Берлина и всего немецкого государства в целом. Долгое время это памятник олицетворял собой раскол двух Германий – Восточной и Западной, а после их объединения стал новым символом воссоединения нации.

Общая информация и местонахождение Бранденбургских ворот

Бранденбургские ворота - это триумфальная арка в неоготическом стиле и монументальный вход на улицу Унтер-ден-Линден, которая когда-то вела прямо к дворцу прусских королей. Расположена она в западной части центра города, на площади Паризерплатц, на границе двух городских районов – Тиргартена и Митте. Отсюда совсем недалеко до Рейхстага. Когда-то стена, частью которой являлись Бранденбургские ворота, огибала историческую часть Берлина. А теперь единственные сохранившиеся из них городские ворота вместо окраин города располагаются в его центре.

Ворота являются копией античной триумфальной арки под названием Пропилеи, которая украшает собой Парфенон в Афинах и по совместительству является входом в этот храмовый комплекс. Бранденбургские ворота были выполнены из камня и облицованы белым песчаником, который за более чем двухсотлетнюю жизнь арки менял свою окраску.


Основанием ворот служат два ряда строгих дорических колонн по шесть в каждом ряду, увенчанные перекрытием. Колонны формировали пять проходов, центральный из которых был шире остальных. Через центральный вход разрешалось проезжать только членам королевской фамилии и экипажам послов других государств, а простые граждане шли через боковые проходы. Высота Бранденбургских ворот достигает 26 метров, их длина равна 65,5 метров, а толщина двух рядов колонн составляет 11 метров.

Сверху на воротах располагается квадрига высотой 6 метров – четверка запряженных лошадей, управляемая римской богиней победы Викторией. Эта скульптурная композиция была выполнена мастером Иоганном Готфридом Шадовым, работавшим в стиле классицизм, который также сделал украшения для фасада арки. В руке богиня держит прусский железный крест, который появился там позже – после победы над французским императором Наполеоном. А до этого в руке богини находилась оливковая ветвь, а она сама называлась богиней мира.

Во времена послевоенного раздела Германии на квадриге находился флаг Советского Союза, затем флаг ГДР, а после падения Берлинской стены знамена совсем перестали там появляться.

В северной части ворот есть небольшое караульное помещение – в нем располагается Зал Молчания, где жители Берлина могут побыть в тишине и поразмышлять об истории своей нации и тех трагических событиях, свидетелями которых были Бранденбургские ворота.

Посещать ворота лучше ранним утром – днем площадь перед ними практически полностью заполнена гуляющими людьми.

Как добраться до Бранденбургских ворот

Бранденбургские ворота находятся практически в центре города, на Берлинской площади. Рядом находится станция метро Brandenburger Tor, до которой ведет линия U55, начинающаяся с Центрального вокзала города. Кроме метрополитена, до ворот можно добраться на поездах скоростной железной дороги Берлина S-Bahn.

История Бранденбургских ворот

Во времена императора Фридриха Вильгельма I (имеется в виду 1688 год) Берлин был небольшим городом, окруженным крепостной стеной, в которой имелось несколько ворот. Установившийся на некоторое время мир после окончания Тридцатилетней войны, политика религиозной терпимости, а также новый статус города как столицы Прусского Королевства привели к тому, что Берлин начал разрастаться и ему стало тесно в старых крепостных стенах.


Бранденбургские ворота не были частью старых укреплений, снесенных в 1734 году, а частью новой городской стены, которая начала возводиться с 1730 года. Первоначально укрепления и ворота стены сооружались в основном из дерева, а при расширении границ города они передвигались туда, куда требовалось. Позднее деревянные элементы были заменены на каменные, а городские ворота перестроены, дабы все было сделано в едином стиле. Бранденбургские ворота – единственные из всех четырнадцати ворот Берлинской Таможенной стены, которая служила больше для того, чтобы взимать пошлины с тех, кто вез товары в город, а не для защиты от врагов.

Арка Бранденбургских ворот в качестве символа мира была персональным заказом прусского императора Фридриха Вильгельма II для архитектора и строителя Карла Готтхарда фон Лангганса. Зодчий, вдохновившись триумфальной аркой афинского Парфенона, создал ворота в период с 1781 по 1791 года, став первым, кто применил стиль Древней Греции в немецкой традиционной архитектуре.

В 1806 году, после победы в сражении при Йене и Ауэрштедте, когда армия прусского императора была полностью разгромлена, Наполеон с триумфом вошел в город через Бранденбургские ворота, а затем снял с них скульптурную композицию и увез с собой в свою столицу - уж очень французский император любил произведения искусства. После победы над Наполеоном квадрига была возвращена на свое исконное место.

В 1918 и 1920 годах через главный пролет Бранденбургских ворот проходили марши контрреволюционно настроенные солдаты немецкой армии, которые закончились низложением монархии.

На фоне Бранденбургских ворот социал-демократы во главе с Адольфом Гитлером проводили свои митинги и парады, а во времена Третьего рейха арка служила символом нацистской партии.

Ворота были в значительной мере разрушены в период Великой Отечественной Войны – в колоннах было множество дырок от пуль и снарядов. Окружающим ее зданиям повезло гораздо меньше – они были разрушены полностью и лежали в руинах. Совместными усилиями правительств Западной и Восточной Германий повреждения были заделаны, но окончательная отделка не была проведена, и заплатки на колоннах можно было наблюдать еще долгое время после окончания войны. Только в 1956 году реставрация ворот была завершена. Квадрига также в 1956 подверглась реставрации.

В 1961 году доступ к Бранденбургским воротам был перекрыт как для жителей Восточного Берлина, так и Западного – в рамках разделения Германии на два государства. Арка оказалась на территории ГДР, но и от них ее отгородили высоким заслоном. В торжественно открытые в 1989 году Бранденбургские ворота первым прошел канцлер Западной Германии Гельмут Коль.

В том же году квадрига была снята с ворот для реставрации из-за того, что пострадала в период празднования объединения двух стран. Удалось найти оригинальные слепки с композиции, поэтому восстановленная квадрига является точной копией той, которую двести лет назад изготовил скульптор Шадов.

В период с 2000 оп 2002 год фондом Stiftung Denkmalschutz Berlin была проведена реставрация ворот, сильно испачкавшихся из-за выхлопных газов и грязи, который решил привлечь к процессу восстановления простых берлинцев. У самих ворот поставили их уменьшенные копии из алебастра, которые были выкрашены в четыре разных цвета, а жители города голосовали за понравившийся им цвет путем бросания монеток в прорезь на моделях ворот. Большинством голосов был выбран белый цвет.

Культурное значение Бранденбургских ворот

Для всех жителей Германии эта триумфальная арка является очень важным символом – в прошлом она олицетворяла собой наступление мирного времени в Прусском государстве и триумф победы над Наполеоном, а в современное время она символизирует общность и сплоченность немецкого народа.

Текущее состояние Бранденбургских ворот

Проезд через арку Бранденбургских ворот был разрешен вплоть до начала строительства Берлинской стены в 1961 году. В настоящее время проезд через Бранденбургские ворота полностью закрыт и часть Паризерплатц превращена в пешеходную зону.

К сожалению, ворота снова начинают разрушаться из-за строящейся неподалеку новой линии метрополитена – на них появилась трещина. Так что муниципалитету города вскоре придется проводить новую реставрацию.

За свою довольно долгую жизнь Бранденбургские ворота использовались в качестве символа нации практически каждой политической системой Германии. И теперь тысячи туристов со всех уголков огромного мира приезжают сюда, чтобы воочию увидеть олицетворение силы и крепости немецкой нации, украшающее Берлин уже двести двадцать лет.